Анна Никольская

 Анна Никольская


Анна Никольская родилась на Алтае, в г. Барнаул. Окончила Алтайский государственный технический университет, Московскую школу дизайна, Колледж искусств и дизайна Челси в Лондоне. Работала дизайнером-декоратором. Сейчас растит дочку, пишет и переводит с английского книжки для детей, работает редактором литературного журнала «День и Ночь» и выпускающим редактором литературного интернет-журнала для детей «Желтая гусеница». Автор 5-ти книг, за одну из которых в 2010 г. получила премию им. Сергея Михалкова.

«Больше всего на свете люблю читать детские книги. Особенно какие-нибудь странные, как, например, у Льюиса Кэрролла, Доктора Сьюза, Роальда Даля или Тоона Теллегена. Еще я коллекционирую плюшевых литературных героев - люблю приехать на блошиный рынок и выковырять из какой-нибудь старой коробки медвежонка Паддингтона или муми-тролля, отмыть его и приютить у себя в серванте (поэтому сервант у меня большой и внутри пахнет кофейным мылом). А еще люблю путешествовать: дикарем, пешком и с блокнотом. Например, в заросший соседский сад или в старую телефонную будку на углу, а потом сочинять про такие путешествия истории».


Мы задали Анне несколько вопросов о её творчестве:

1) Расскажи о том, когда ты написала свой первый рассказ. О чём он был?

 

Первое, что я написала, была повесть «Приключения черной таксы». Да, вот так сразу – большая форма! Будучи студенткой, я училась в Великобритании и немного путешествовала по Европе. А когда вернулась домой, захотелось записать свои впечатления. Так родилась эта приключенческая повесть, в которой две русские школьницы превращаются в собак – таксу и левретку  - и в таком виде отправляются в путешествие. Рассказы я начала писать уже позже, по совету Владимира Борисовича Свинцова: «Пиши о том, что любишь и хорошо знаешь». Поэтому все рассказы того периода о собаках.

 

 

2) Твоя первая книга - о чём она была, сразу ли тебя издали, волновалась ли ты?

 

Первая опубликованная в издательстве книга – это «Город собак» - сборник тех самых собачьих рассказов. Это произошло в 2009 году, в московском издательстве «Аквилегия-М»,  а до этого несколько лет от издательств приходили сплошные отказы. И слава Богу!  Всему свое время, главное использовать его с умом. Не расстраиваться, если тебе отказывают, а постараться понять, почему (ведь чаще всего издатели не объясняют причин) и работать дальше. Писать, писать каждый день. А еще больше читать. Учебную и методическую литературу и книги того жанра и направления, в котором вы сами пишете. В последние годы я читаю по две-три книги в день (поскольку это детские книги, они, как правило, небольшого объема). И потом у меня дочка, которая тоже очень любит, когда ей читают вслух.

 

3) Когда ты поняла, что писать для детей - твоё призвание?

Со временем, когда что-то стало получаться. Если я не пишу несколько дней, автоматически начинает портиться настроение. Поэтому для меня писать – так же необходимо, как есть, общаться с людьми, дышать воздухом. Писать для взрослых я тоже пробовала, но мне ближе голос детский, подростковый. Сейчас, например, мы делаем одну книжку с «Издательским домом Мещерякова», к которой требовалось написать «инструкцию по применению». Так вот я вся просто измучилась, пока ее писала. И редактора измучила, хотя сами сказки (это будет книга, которая научит детей рисовать ладошками и сочинять сказки) остались в первозданном варианте, редактуры практически не было. Поэтому важно услышать свой внутренний голос, свойственную тебе интонацию – тогда и писать будет легко, без мучений. У меня это голос примерно десятилетнего ребенка, который говорит просто, ясно, с юмором и, может, немного наивно. Так я и пишу.

 

 

4) Что нужно делать ребёнку, чтобы стать писателем?

Читать, опять же, прямо с самого раннего детства.  Особенно детские стихи. И лучше вслух. Стихи для детей – это самая лучшая прививка для развития литературного вкуса и слуха. Если это хорошие стихи, разумеется. А если это еще и классно проиллюстрированная книга – то лучше просто ничего не придумаешь.  И еще хорошо писать дневник – это разовьет наблюдательность, усидчивость и способность работать каждый день – качества, которые необходимы профессиональному писателю.

 

 

5) Нужно ли самому много читать, чтобы писать хорошие детские книги?

Ну, вот я уже ответила на этот вопрос. Что еще добавить? Давайте я просто перечислю свои любимых детских писателей, книги которых мне помогли сформироваться, как автору. Это: Льюис Кэрролл, Роальд Даль, Эдвард Лир, Тоон Теллеген, Даниил Хармс, Алан Александр Милн, Ульф Старк, Юрий Коваль, Сергей Вольф, Лидия Будогоская, Сергей Козлов, Зоя Журавлева, Михаил Яснов, Сергей Махотин, Марина Москвина и Артур Гиваргизов.

 

6) Какие предметы в школе нужно "подтянуть", чтобы стать писателем?

У меня в школе были круглые пятерки по литературе и английскому языку. По остальным были «четверки». Родители меня не заставляли учиться, считая, что нужно налегать на те предметы, которыми тебе действительно интересно заниматься. Так я и делала. А вот с химией всегда были проблемы. Но, как показала жизнь, она мне и не пригодилась.

Comments