исследование часть 2

Великая Отечественная война глазами читателя–ребёнка

 

Так называлось социологическое исследование, проведённое в июне-июле 2009 г. сотрудниками методического отдела АКДБ им. Н. К. Крупской на базе Алтайского краевого детского оздоровительно–образовательного лагеря «Березка». Респондентами тогда выступили 100 детей-барнаульцев.

На втором этапе это исследование было проведено в начале 2010 г. на базе детских библиотек края. Респондентами выступили дети, проживающие преимущественно в сельской местности. Мы планировали получить сведения об общем уровне знаний о войне детей среднего и старшего школьного возраста, а также выяснить, в какой мере детская библиотека содействует получению этих знаний.

Во втором этапе анкетирования приняли участие 411 учащихся 4-11 классов – читатели детских библиотек 25 территорий края, среди них 161 мальчик и 250 девочек (см. диаграмму № 1). Учащихся 4 класса – 8 человек, 63 пятиклассника, 72 шестиклассника, 117 семиклассников, 115 восьмиклассников, 27 девятиклассников, 6 десятиклассников, 3 одиннадцатиклассника. Наибольшее количество участников – ученики 7-8 классов (см. диаграмму № 2).


Диаграмма № 1











Диаграмма № 2


Ответы на вопросы анкеты распределились следующим образом.

Анализ ответов на вопрос «Как оценивают события Великой Отечественной войны юные читатели?» показал, что для большинства опрашиваемых, т.е. для 88% детей, это – «великий подвиг России, который нельзя забывать», для 44% детей – «уважение к ныне живущим ветеранам и участникам войны» (диаграмма № 3).

Диаграмма № 3



Что думают о войне, памяти о ней дети разного школьного возраста? «Война – это смерть, кровь, ужасные муки, которые не кончаются даже в послевоенные годы. Это крики сердца о помощи», – мнение детей 9-10 лет. «Это глупость людей, противостояние душ, конец жизни, борьба за власть, борьба за право быть свободным, самое страшное, что может быть на Земле», – считают школьники 11-12 лет. 13-15-летние думают, что «это чёрное пятно в




истории человечества, соперничество между странами, борьба государств за территорию».

Ученик 6 класса: «Я уверен: война – это самое страшное, самое жестокое, что только возможно на свете. Война несёт смерть, разрушение, калечит судьбы миллионов людей, разбивает мечты и надежды».

Ученица 7 класса: «Мир не должен забывать ужасы войны 1941-1945 гг., разлуку, страдания и смерть миллионов. И пусть заросли травой воронки, но помнить о войне, о героизме и мужестве, бороться за мир – обязанность всех нас, живущих на этой земле».

Ученик 8 класса: «Память обязывает нас хранить мир на земле, бережно и трепетно относиться к традициям русского народа и быть готовыми в будущем передать своим детям всё, что мы знаем о страшной войне».

Ученица 9 класса: «Когда память о подвигах народа жива – жива и сама Отчизна!»

Во многих ответах юных читателей сквозило мнение, что «без прошлого – нет будущего, нужно знать и ценить историю своего народа».

Задание «Расположи в хронологическом порядке основные события Великой Отечественной войны» требовало знания истории.

Только 12% опрашиваемых дали правильный ответ на вопрос, 1,4% человек неправильно указали одно событие из пяти, 40% детей неправильно указали два события из пяти (см. таблицу № 1, диаграмму № 4).

Таблица № 1

Событие войны. Хронология

Количество правильно расположивших события

Число респондентов, правильно ответивших на весь вопрос

1.

Битва за Москву

30 сентября 1941 г. – 20 апреля 1942 г.

281 чел.







50 чел.

2.

Снятие блокады Ленинграда

18 января 1943 г.

86 чел.

3.

Курская битва

5 июля – 23 августа 1943 г.

85 чел.

4.

Освобождение Белоруссии от немецко-фашистских захватчиков

23 июня – 29 августа 1944 г.

235 чел.

5.

Берлинская операция

16 апреля – 2 мая 1945 г.

266 чел.



Диаграмма № 4





На вопрос «В каких городах воздвигнуты указанные мемориальные комплексы, посвящённые событиям Великой Отечественной войны?» дали ответ только 44% респондентов. 12% опрашиваемых неправильно указали местонахождение двух мемориальных комплексов из четырёх. 20% респондентов на данный вопрос не ответили (см. таблицу № 2, диаграмму № 5).

Таблица № 2

Мемориальный комплекс

Правильные ответы дали

Число респондентов, правильно ответивших на весь вопрос

1.

Мамаев курган (г. Волгоград)

234 чел.




180 чел.

2.

Бабий яр (г. Киев)

183 чел.

3.

Пискарёвское кладбище (г. Ленинград)

244 чел.

4.

Хатынь (г. Минск)

184 чел.





Диаграмма № 5


85% респондентов не знают точного ответа на вопрос «Каким из перечисленных городов было присвоено звание город–герой за массовое мужество и стойкость в годы войны?» Дети безошибочно называли города: Ленинград, Москва, Севастополь, затруднялись при указании других: Мурманск, Тула, Керчь, Сталинград. Ошибочно причисляли это звание Воронежу, Тамбову, Кишинёву (см. диаграмму № 6).

Диаграмма № 6

Вопрос «Кто из названных лиц был назначен Верховным главнокомандующим 8 августа 1941 г.?» предполагал знание ролевого характера каждой конкретной личности в истории Великой Отечественной войны. 22% детей, участвующих в исследовании, ошибочно назвали Верховным главнокомандующим Г. К. Жукова. 72% детей дали правильный ответ – «Верховным главнокомандующим в период Великой Отечественной войны был И. В. Сталин». 4% детей на данный вопрос не смогли ответить (см. диаграмма № 7).

Диаграмма № 7




С заданием «Сопоставить имена и факты героического подвига» справились только 175 респондентов (43%), в свою очередь 236 человек (57%) выполнили его неправильно. Тем не менее, дети владеют информацией о подвигах некоторых героев и дают верные ответы (см. таблицу № 3, диаграмму № 8).

Таблица № 3


Ф.И.О. героя

Подвиг

Количество правильных ответов

1.

Н.Ф. Гастелло

совершил воздушный таран

278

2.

A.M. Матросов

закрыл грудью пулемет противника

291

3.

Д.М. Карбышев

зверски замучен в концлагере за антифашистскую пропаганду

212

4.

Я.Ф. Павлов

его разведгруппа отбила у противника дом в Сталинграде и удерживала его в течение трех суток

236

5.

В. Е. Смирнов

герой с Алтая, повторил подвиг А. Матросова

207

6.

В. Г. Клочков

являлся политруком 28 героев-панфиловцев, подбивших 18 танков в битве под Москвой

229

 

Диаграмма № 8





Более 11 тысяч воинов стали Героями Советского Союза, из них 260 – наши земляки. Около 13 млн. человек были отмечены боевыми орденами и медалями, из них 78 тысяч – уроженцы Алтая.

Также респондентам было предложено: «Выделить ордена и медали, учреждённые в 1941-1945 гг.» (см. таблицу № 4, диаграмму № 9).

Таблица № 4

Ордена и медали ВОВ

Количество правильных ответов; в %

1.

орден Суворова

141 (34%)

2.

орден «Победа»

255 (61%)

3.

медаль Ушакова

106 (26%)

4.

медаль «За оборону Москвы»

308 (75%)

 

Диаграмма № 9


Многими детьми назывались награды, такие как орден Красного Знамени (36%), медаль «За отвагу» (64%), орден Красной Звезды (42%), учреждённые ещё в предвоенные годы. Только 12% детей ответили правильно на этот вопрос.

Был задан и такой вопрос: «Откуда получаешь информацию о Великой Отечественной войне?» Ответы в порядке убывания распределились следующим образом: книги, кинофильмы, школа, библиотека, ветераны, периодика (см. диаграмму № 10).

Диаграмма № 10



Книги и чтение по-прежнему играют важную роль в патриотическом и гражданском воспитании юного поколения. Учреждения культуры и образования делают все для того, чтобы дети лучше знали историю страны, любили Родину и гордились ею. Вместе с тем, никто из респондентов не отметил, что помощь в формировании необходимых патриотических знаний и чувств им оказали родители. А ведь именно в семье воспитывается личность, наше будущее.

На вопрос «С какой целью ты знакомишься с материалами о Великой Отечественной войне?» были получены следующие варианты ответов (см. диаграмму № 11).





Диаграмма № 11



58% детей знакомятся с материалами о войне в целях самопознания. Такой повышенный спрос свидетельствует о том, что с течением времени не угасает интерес к истории своей страны, что молодежь чтит память своих дедов и прадедов.

Не могли не задать детям вопрос о книгах – «Установи соответствие между названиями художественных произведений о войне и фамилиями авторов». Респонденты показали очень слабое знание книг о войне, не входящих в школьную программу (см. таблицу № 5, диаграмму № 12). 43% детей неправильно ответили на вопрос, 26% детей уклонились от ответа, только 31% детей ответили правильно.

Таблица № 5

Название книги

Автор

Количество правильных ответов

1.

«Улица младшего сына»

Л.Кассиль

190

2.

«Повесть о настоящем человеке»

Б.Полевой

222

3.

«Убиты под Москвой»

К.Воробьев

174

4.

«А зори здесь тихие...»

Б.Васильев

222

5.

«Сашка»

В.Кондратьев

188

6.

«Четвертая высота»

Е.Ильина

197

 

Диаграмма № 12


В качестве ответа на вопрос «Есть ли среди твоих родственников участники войны?» дети должны были рассказать о своих родственниках или односельчанах-участниках войны. Дети гордятся, они пишут о них с достоинством, сдержанно и весомо:

«Мой прадедушка был рядовым солдатом. Он погиб летом 1941 года в Белоруссии».

«Моя бабушка во время войны работала в тылу под Москвой, строила противотанковые сооружения».

«Воевал прадед на Украине, в Молдавии. С войны вернулся инвалидом, у него не разгибались пальцы на левой руке».

Дети пишут и примеряют на себя их судьбы, может быть, впервые ощущая себя субъектами живой Истории.

«Я не знаю, как там, на войне,

Я живу совсем в другое время.

Только иногда так больно мне,

Что мой прадед нёс такое бремя».

Последний вопрос в анкете - «В какой форме информация о войне для тебя наиболее понятна и интересна?»

Диаграмма № 13


Наиболее доступная и интересная информация о войне, по мнению детей, содержится в рассказах живых ветеранов войны и кинофильмах (59%), а также в книгах (41%) (см. диаграмму № 13). Эмоциональное воздействие выставок с использованием атрибутики военного времени, дополняемое рассказами художников, поэтов, очевидцев каких-либо событий, музыкальным сопровождением, видеорядом, знакомят с именами героев алтайской земли и имеют хороший воспитательный результат. Есть уверенность, что у детей останется в памяти маячок, который просигналит в нужный момент о событиях в истории родной страны, родного края.





Проанализировав результаты анкетирования, можно прийти к следующим выводам:

- события Великой Отечественной войны известны большому кругу читателей детских библиотек края;

- читатели при посредничестве библиотечных работников удовлетворяют интерес к политическим и социальным процессам, связанным с войной;

- наиболее доступным и интересным источником информации о войне значительная часть опрашиваемых считает книгу, а также кинофильмы и телевизионные передачи;

- для детей имеет немаловажное значение общение с живыми свидетелями войны.

В то же время вызывает тревогу тот факт, что к таким понятиям, как «Мужество», «Героизм», «Отечество», «Подвиг», молодёжь относится скептически и равнодушно. Патриотизму нельзя научить, его надо воспитывать с раннего детства. В этом и состоит главная цель массовой работы детских библиотек с юными читателями – привить новому поколению любовь к Отчизне, показать прелесть чтения, научить любить книгу для того, чтобы через литературу они воспринимали «разумное, доброе, вечное», чтобы сделав чтение патриотической литературы первейшей потребностью, насущной пищей для сердца и разума, они становились сознательными гражданами своей Родины.












Comments