
Что думают о войне, памяти о ней дети разного школьного возраста? «Война – это смерть, кровь, ужасные муки,
которые не кончаются даже в послевоенные годы. Это крики сердца о помощи», – мнение
детей 9-10 лет. «Это глупость людей, противостояние душ, конец жизни, борьба за
власть, борьба за право быть свободным, самое страшное, что может быть на
Земле», – считают школьники 11-12 лет. 13-15-летние думают, что «это чёрное
пятно в
истории человечества, соперничество
между странами, борьба государств за территорию».
Ученик 6 класса: «Я уверен:
война – это самое страшное, самое жестокое, что только возможно на свете. Война
несёт смерть, разрушение, калечит судьбы миллионов людей, разбивает мечты и
надежды».
Ученица 7 класса: «Мир не
должен забывать ужасы войны 1941-1945 гг., разлуку, страдания и смерть
миллионов. И пусть заросли травой воронки, но помнить о войне, о героизме и
мужестве, бороться за мир – обязанность всех нас, живущих на этой земле».
Ученик 8 класса: «Память
обязывает нас хранить мир на земле, бережно и трепетно относиться к традициям
русского народа и быть готовыми в будущем передать своим детям всё, что мы
знаем о страшной войне».
Ученица 9 класса: «Когда
память о подвигах народа жива – жива и сама Отчизна!»
Во многих ответах юных читателей сквозило мнение, что «без прошлого –
нет будущего, нужно знать и ценить историю своего народа».
Задание «Расположи в хронологическом порядке основные события Великой
Отечественной войны» требовало знания истории.
Только 12% опрашиваемых дали правильный
ответ на вопрос, 1,4% человек неправильно указали одно событие из пяти, 40%
детей неправильно указали два события из пяти (см. таблицу № 1, диаграмму № 4).
Таблица № 1
№
|
Событие войны. Хронология
|
Количество правильно расположивших события
|
Число
респондентов, правильно ответивших на весь вопрос
|
1.
|
Битва
за Москву
30 сентября
1941 г.
– 20 апреля 1942 г.
|
281 чел.
|
50 чел.
|
2.
|
Снятие блокады Ленинграда
18 января
1943 г.
|
86 чел.
|
3.
|
Курская битва
5 июля – 23
августа 1943 г.
|
85 чел.
|
4.
|
Освобождение Белоруссии от немецко-фашистских
захватчиков
23 июня –
29 августа 1944 г.
|
235 чел.
|
5.
|
Берлинская операция
16 апреля –
2 мая 1945 г.
|
266 чел.
|
Диаграмма № 4
На вопрос «В каких городах воздвигнуты указанные мемориальные комплексы,
посвящённые событиям Великой Отечественной войны?» дали ответ только 44%
респондентов. 12% опрашиваемых неправильно указали местонахождение двух
мемориальных комплексов из четырёх. 20% респондентов на данный вопрос не
ответили (см. таблицу № 2, диаграмму № 5).
Таблица № 2
№
|
Мемориальный комплекс
|
Правильные ответы дали
|
Число респондентов, правильно ответивших на весь
вопрос
|
1.
|
Мамаев
курган (г. Волгоград)
|
234 чел.
|
180 чел.
|
2.
|
Бабий
яр (г. Киев)
|
183 чел.
|
3.
|
Пискарёвское
кладбище (г. Ленинград)
|
244 чел.
|
4.
|
Хатынь
(г. Минск)
|
184 чел. |
Диаграмма № 5
85% респондентов не знают точного ответа на вопрос «Каким из перечисленных городов было
присвоено звание город–герой за массовое мужество и стойкость в годы войны?»
Дети безошибочно называли города: Ленинград, Москва, Севастополь, затруднялись
при указании других: Мурманск, Тула, Керчь, Сталинград. Ошибочно причисляли это
звание Воронежу, Тамбову, Кишинёву (см. диаграмму № 6).
Диаграмма № 6
Вопрос
«Кто из названных лиц был назначен Верховным главнокомандующим 8 августа 1941
г.?» предполагал знание ролевого характера каждой конкретной личности в
истории Великой Отечественной войны. 22% детей, участвующих в исследовании,
ошибочно назвали Верховным главнокомандующим Г. К. Жукова. 72% детей дали
правильный ответ – «Верховным главнокомандующим в период Великой Отечественной войны
был И. В. Сталин». 4% детей на данный вопрос не смогли ответить (см. диаграмма
№ 7).
Диаграмма № 7
С заданием «Сопоставить имена и факты героического подвига» справились только
175 респондентов (43%), в свою очередь 236 человек (57%) выполнили его
неправильно. Тем не менее, дети владеют информацией о подвигах некоторых героев
и дают верные ответы (см. таблицу № 3, диаграмму № 8).
Таблица № 3
№
|
Ф.И.О.
героя
|
Подвиг
|
Количество
правильных ответов
|
1.
|
Н.Ф.
Гастелло
|
совершил
воздушный таран
|
278
|
2.
|
A.M.
Матросов
|
закрыл
грудью пулемет противника
|
291
|
3.
|
Д.М.
Карбышев
|
зверски
замучен в концлагере за антифашистскую пропаганду
|
212
|
4.
|
Я.Ф.
Павлов
|
его
разведгруппа отбила у противника дом в Сталинграде и удерживала его в течение
трех суток
|
236
|
5.
|
В.
Е. Смирнов
|
герой
с Алтая, повторил подвиг А. Матросова
|
207
|
6.
|
В.
Г. Клочков
|
являлся
политруком 28 героев-панфиловцев, подбивших 18 танков в битве под Москвой
|
229
|
Диаграмма № 8
Более 11 тысяч воинов стали Героями Советского Союза,
из них 260 – наши земляки. Около 13 млн. человек были отмечены боевыми орденами
и медалями, из них 78 тысяч – уроженцы Алтая.
Также респондентам было предложено: «Выделить ордена и медали, учреждённые в
1941-1945 гг.» (см. таблицу № 4, диаграмму № 9).
Таблица № 4
№
|
Ордена
и медали ВОВ
|
Количество
правильных ответов; в %
|
1.
|
орден
Суворова
|
141
(34%)
|
2.
|
орден
«Победа»
|
255
(61%)
|
3.
|
медаль
Ушакова
|
106
(26%)
|
4.
|
медаль
«За оборону Москвы»
|
308
(75%)
|
Диаграмма № 9
Многими детьми назывались награды, такие как орден
Красного Знамени (36%), медаль «За отвагу» (64%), орден Красной Звезды (42%), учреждённые
ещё в предвоенные годы. Только 12% детей ответили правильно на этот вопрос.
Был задан и такой вопрос: «Откуда получаешь информацию о Великой Отечественной войне?» Ответы
в порядке убывания распределились следующим образом: книги, кинофильмы, школа, библиотека,
ветераны, периодика (см. диаграмму № 10).
Диаграмма № 10
Книги и чтение по-прежнему играют важную роль в
патриотическом и гражданском воспитании юного поколения. Учреждения культуры и
образования делают все для того, чтобы дети лучше знали историю страны, любили
Родину и гордились ею. Вместе с тем, никто из респондентов не отметил, что
помощь в формировании необходимых патриотических знаний и чувств им оказали
родители. А ведь именно в семье воспитывается личность, наше будущее.
На вопрос «С
какой целью ты знакомишься с материалами о Великой Отечественной войне?» были
получены следующие варианты ответов (см. диаграмму № 11).
Диаграмма № 11
58% детей знакомятся с материалами о
войне в целях самопознания. Такой повышенный спрос свидетельствует о том, что с
течением времени не угасает интерес к истории своей страны, что молодежь чтит
память своих дедов и прадедов.
Не могли не задать детям вопрос о книгах – «Установи соответствие между названиями
художественных произведений о войне и фамилиями авторов». Респонденты
показали очень слабое знание книг о войне, не входящих в школьную программу (см.
таблицу № 5, диаграмму № 12). 43% детей неправильно ответили на вопрос, 26% детей
уклонились от ответа, только 31% детей ответили правильно.
Таблица № 5
№
|
Название
книги
|
Автор
|
Количество
правильных ответов
|
1.
|
«Улица
младшего сына»
|
Л.Кассиль
|
190
|
2.
|
«Повесть
о настоящем человеке»
|
Б.Полевой
|
222
|
3.
|
«Убиты
под Москвой»
|
К.Воробьев
|
174
|
4.
|
«А
зори здесь тихие...»
|
Б.Васильев
|
222
|
5.
|
«Сашка»
|
В.Кондратьев
|
188
|
6.
|
«Четвертая
высота»
|
Е.Ильина
|
197
|
Диаграмма № 12
В качестве ответа на вопрос «Есть ли среди твоих родственников участники войны?» дети должны
были рассказать о своих родственниках или односельчанах-участниках войны. Дети
гордятся, они пишут о них с достоинством, сдержанно и весомо:
«Мой прадедушка был рядовым солдатом. Он погиб летом
1941 года в Белоруссии».
«Моя бабушка во время войны работала в тылу под Москвой,
строила противотанковые сооружения».
«Воевал прадед на Украине, в Молдавии. С войны
вернулся инвалидом, у него не разгибались пальцы на левой руке».
Дети пишут и примеряют на себя их судьбы, может быть,
впервые ощущая себя субъектами живой Истории.
«Я
не знаю, как там, на войне,
Я
живу совсем в другое время.
Только
иногда так больно мне,
Что
мой прадед нёс такое бремя».
Последний вопрос в анкете - «В какой форме информация о войне для
тебя наиболее понятна и интересна?»
Диаграмма № 13
Наиболее доступная и интересная информация
о войне, по мнению детей, содержится в рассказах живых ветеранов войны и
кинофильмах (59%), а также в книгах (41%) (см. диаграмму № 13). Эмоциональное
воздействие выставок с использованием атрибутики военного времени, дополняемое рассказами
художников, поэтов, очевидцев каких-либо событий, музыкальным сопровождением,
видеорядом, знакомят с именами героев алтайской земли и имеют хороший
воспитательный результат. Есть уверенность, что у детей останется в памяти
маячок, который просигналит в нужный момент о событиях в истории родной страны,
родного края.
Проанализировав результаты
анкетирования, можно прийти к следующим выводам:
- события Великой Отечественной войны
известны большому кругу читателей детских библиотек края;
- читатели при посредничестве
библиотечных работников удовлетворяют интерес к политическим и социальным
процессам, связанным с войной;
- наиболее доступным и интересным
источником информации о войне значительная часть опрашиваемых считает книгу, а также
кинофильмы и телевизионные передачи;
- для детей имеет немаловажное значение
общение с живыми свидетелями войны.
В то же время вызывает тревогу тот
факт, что к таким понятиям, как «Мужество», «Героизм», «Отечество», «Подвиг»,
молодёжь относится скептически и равнодушно. Патриотизму нельзя научить, его
надо воспитывать с раннего детства. В этом и состоит главная цель массовой
работы детских библиотек с юными читателями – привить новому поколению любовь к
Отчизне, показать прелесть чтения, научить любить книгу для того, чтобы через
литературу они воспринимали «разумное, доброе, вечное», чтобы сделав чтение
патриотической литературы первейшей потребностью, насущной пищей для сердца и
разума, они становились сознательными гражданами своей Родины.