Новости‎ > ‎

«Мы выбираем, нас выбирают»: О профессии издателя

Отправлено 12 нояб. 2020 г., 00:51 пользователем АКДБ им. Н.К. Крупской

Знакомьтесь – Ильдар Юнусович Маматов, издатель и  продюсер

Ильдар Юнусович несколько раз представлял в Алтайской краевой детской библиотеке им Н.К. Крупской свои интересные проекты: «Открытие России», «Создай свой аудиогид», «Маршрутами Великой Северной экспедиции».

Презентация проекта «Маршрутами Великой Северной экспедиции». Алтайская краевая детская библиотека им. Н.К. Крупской. 20 октября 2017 г.

На снимке: И.Ю. Маматов и сотрудник АКДБ им. Крупской М.В. Гусельникова

Мастер-класс «Создай свой аудиогид». Алтайская краевая детская библиотека им. Н.К. Крупской. 2 марта 2018 г.

Человек достаточно редкой профессии и широких взглядов. Интересно знать, где такому учат? Мы с ребятами полюбопытствовали. Ильдар Юнусович рассказал нам свой путь. Родился в 1962 году в городе Осе Пермской области. Уже с двухнедельного возраста начал путешествовать по миру вместе со своими родителями – отцом, советским офицером, и матерью, учительницей музыки. Первое «путешествие» – в Германскую Демократическую Республику на новое место службы отца. Может быть поэтому Ильдар Юнусович своей родиной считает не только город, где он родился, а всю Россию. По его словам в России везде хорошо, везде можно жить и быть счастливым, просто нужно трудиться, находить друзей и единомышленников.

Ильдар Маматов. 1960-е гг.

Школьные годы прошли в городе Осе, здесь же он успешно окончил музыкальную школу по классу скрипки, активно занимался спортом – боксом, легкой атлетикой, лыжами. Все знания и увлечения, полученные в школе, дали свои результаты. Спорт сформировал выносливость, целеустремленность, музыка помогала и помогает отвлечься от обыденной суеты и настроиться на новые проекты.

Будучи старшеклассником, мечтал стать учителем. Выбрал не самое популярное для юноши учебное заведение – Осинское педагогическое училище, которое, кстати, окончил с отличием. Затем поступил на романо-германское отделение филологического факультета Пермского государственного университета. После его окончания четыре года работал учителем немецкого языка в пермской школе. Годы работы в школе Ильдар Юнусович вспоминает как одни из самых светлых в своей жизни.

Оказывается, что ни в школьные годы, ни в годы обучения в университете об издательском деле и продюсировании не задумывался… Мечтал выучиться на военного переводчика. В 1990-е гг. в стране наметились другие экономические отношения – пришел капитализм. Заработной платы учителя стало не хватать, чтобы прокормить семью. Пришлось проявить гибкость. В кругу знакомых оказалось много лотошников – продавцов книг, которые возили сумками книги из города в город. Ильдар Юнусович был первым, кто привез из Узбекистана на Урал не сумку, а контейнер хороших книг. Появилась прибыль, а вместе с ней желание создавать книги. Первой была издана книга «Алиса в стране чудес».

Оказалось, что все не так просто – нужно учиться. Но где?! Тут и пригодилось знание иностранных языков – немецкого и английского – языка бизнеса. Год Ильдар Юнусович обучался в Германии. За это время освоил немецкий менеджмент, узнал об авторских правах… Из Германии вернулся человеком, знающим об издательском деле больше, чем те, с кем он начинал эту деятельность. На достигнутом не остановился – уехал учиться издательско-полиграфическому делу в США. Знание английского языка позволило вести переговоры с партнерами и поставщиками бумаги, красок, картона из Финляндии, Венгрии, Чехии, Англии, США и Канады.

Башкирский и татарский языки, которые Ильдар Юнусович знает на уровне культурных кодов, относящихся к тюркской группе языков (а это турки, узбеки, казахи, азербайджанцы, алтайцы…), делают понимание информации и мира более полным, помогают анализировать языки и речь людей.

Педагогический опыт, а это методики и технологии по передаче знаний, помогают ему, как руководителю, обучать сотрудников, настраивать их на самообучаемость. Учитель – это еще и большая ответственность.

Полученные в Германии знания применил во время работы в представительстве немецкого издательства в России «Бертельсманн Медиа Москау». В 1999–2000 гг. возрождал государственное старейшее на Урале Пермское книжное издательство, выводя его из банкротства и забвения.

Занимался изданием телефонных справочников «Желтые страницы», которые, по свидетельству местных СМИ, вытеснили другие пермские справочники.

В 2005 г. основал предприятие «Маматов» в г. Санкт-Петербурге и филиал в г. Перми для издания книг по этнографии, современной поэзии и путеводителей. Подготовлены книжные серии «Фольклор народов России», «Народы Пермского края», «Библиотека российской поэзии» и издательского проекта «Открытие России» (путеводители, аудиогиды). На сегодняшний день издательство «Маматов» – одно из ведущих издательств Пермского края по выпуску краеведческой литературы и в России – по изданию книг по этнографии, путеводителей и аудиогидов.

В издательскую деятельность он инвестирует собственные средства и гранты, книги распространяет бесплатно по библиотекам и школам. В фондах нашей библиотеки представлены книги издательства «Маматов», в том числе и книга «Крест командора» А.Б. Кердана.

                       

А вот о командоре Беринге, главном герое книги Александра Борисовича Кердана, поговорим поподробнее. Имя Витуса Беринга знакомо каждому из нас по школьной программе. На уроках истории и географии изучаем цели, задачи Второй Камчатской экспедиции (1733-1743). Ильдар Юнусович рассказывает о географических открытиях и подвиге русских моряков, обращает внимание на мощь, гигантские размеры и силу Российской империи разными средствами. Это организация выставок и экспедиций, издание книжной серии и путеводителей аудиогидов, открыток, создание мультимедийной компьютерной выставки «Экспедиции Витуса Беринга», онлайн-квестов и фильмов.

На датском государственном канале DR снято 6 серий фильма о Беринге, на федеральном телеканале «Звезда» подготовлено четыре серии фильма «По следам Витуса Беринга». Ильдар Юнусович Маматов – исполнительный продюсер сериала. Продюсер – профессия, в которой человек, организующий производство художественного произведения, осуществляющий финансовый и (совместно с режиссёром) идейно-художественный контроль за ходом производства. Продюсером может стать каждый, у кого есть организаторские способности, целеустремленность и трудолюбие. 

Comments