Новости‎ > ‎

Уроки на каникулах

Отправлено 27 июл. 2020 г., 22:54 пользователем osmatushkina



Дорогие друзья!

Мы начинаем цикл необычных уроков для самых любознательных детей и родителей. Ведь летом не надо сидеть за партами с учебниками. Лето – замечательная пора, чтобы гулять, играть, читать весёлые книги и узнавать что-то новое из наших уроков на каникулах, где мы будем касаться разных наук – истории, математики, литературы и даже анатомии. Если у вас появятся вопросы или вы захотите проверить домашнее задание, пишите нам на электронную почту akdbkru@mail.ru с пометкой «уроки на каникулах».




Урок №1


«Кому как верят, тому так и мерят»

Из истории метрологии


На первом уроке мы поговорим о метрологии, науке об измерениях. Посмотрите на себя в зеркало – у вас есть ноги, руки, а соответственно, ступни, ладони, пальцы – чем не измерительные инструменты. У них только один минус, они у каждого из нас немного отличаются – чуть длиннее, чуть короче, чуть шире, чуть тоньше. Но есть и одно важное достоинство – они всегда при нас. Наши предки маленькие вещи измеряли толщиной пальца, чуть побольше – шириной ладони, а крупные вещи – вытянутой или согнутой в локте рукой, а уж совсем большие предметы – шагами и собственным ростом, а дальние расстояния – временем нахождения в пути. Таким образом, соблюдался старинный запрет точного измерения, распространенный у многих народов, в том числе и у русских. Раскольники, например, считали, что клеймо на мерах – печать антихриста. Измерив что-нибудь точно, можно было умышленно или ненароком навести порчу, прекратить рост, отвернуть судьбу, разрушить благосостояние. К точным мерам относились очень осторожно. По народной медицине, хворающих детей лечили так: их ставили к косяку двери, делали зарубку, т.е. отмечали точный рост ребёнка – как только перерастёт зарубку, так и хворь пройдёт. А сейчас всё иначе. Как только новый человек появляется на свет, первым делом его взвешивают и измеряют. И всё же, порой и сегодня мы говорим: «Поймал ерша с пол-ладони», показывая на руке его размер. Глубину реки мы тоже по себе меряем – где «по колено», где «по шейку», а где и «с ручками».

А слышали ли вы такие слова: «верста», «сажень», «аршин», «пядь», «вершок», «дюйм»? Эти слова часто используются в пословицах и поговорках, сказках. Например: «Сама с вершок, а голова с горшок», «Семь вёрст до небес и всё лесом», «Сидит, как аршин проглотил», «Каждый на свой аршин мерит», «У неё суббота через пятницу на два вершка вылезла», «Любовь не вёрстами меряется», «От слова до дела – целая верста», «Верстой ближе, пятаком дешевле». Мы с вами понимаем, о чём пословицы и чему они нас учат, но о мерах остаётся довольно смутное представление, потому что мы ими не пользуемся. Для нас они как «знакомые незнакомцы». Порой мы встречаем эти слова в произведениях наших любимых поэтов:


Ни огня, ни чёрной хаты,

Глушь и снег… Навстречу мне

Только вёрсты полосаты

Попадаются одне…

(А.С. Пушкин)

Или другое:


Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить.

У ней особенная стать,

В Россию можно только верить

(Ф.И. Тютчев)


Как вы думаете, аршин больше или меньше метра? Меньше. Он равен 71,12 см. Само слово «аршин» происходит от персидского слова «арш» – локоть. В аршине – четыре пяди. Об умном человеке говорят, что у него семь пядей во лбу.





На фотографии представлен экспонат конца XIX – начала XX в. из музея «Мир Времени» – аршин складной английского производства. На нём штрихами отмечены не привычные нам сантиметры, а вершки и дюймы. Знакома вам такая пословица «Два вершка от горшка, а уже указчик»? Оказывается, вершок – это мера длины, равная ширине двух пальцев руки – указательного и среднего. Длина его около 4,4 см. В аршине 16 вершков, значит, могло бы разместиться 32 пальца. На другой стороне – аршин поделён на дюймы, они широко применялись в России. Слово «дюйм» происходит от голландского – большой палец. Равен он ширине большого пальца или длине трёх сухих зёрен ячменя, или 2,54 см. Такого роста сказочная Дюймовочка. В аршине 28 дюймов. Этой мерой до настоящего времени измеряют диаметры труб и др.


Большие расстояния измеряли вёрстами. Верста чуть больше километра – 1060 м. Слово «верста» происходит от глагола «верстать», означающего «распределять», «уравнивать», «уравнивать путём сравнения». Ребята, вас называют сверстниками не случайно, ведь если вас сравнить, то окажется, что вы все одногодки, учитесь в одном классе. А когда вас сравнивают, например, со старшеклассниками, то говорят «он не верста тебе» или «нечего тебе с ним тяглом верстаться». Думаю, вы слышали, как шутливо называют очень высокого человека – коломенской верстой. «Верстой» назывался верстовой столб на дороге.

Другая мера длины – сажень. Она в три раза больше аршина и значительно меньше версты. Равна двум метрам 13 сантиметрам. В давние времена существовали мерные верёвки, кратные сажени. А вообще саженей на Руси было превеликое множество: малая сажень, косая сажень, маховая сажень, сажень без чети, великая сажень, царская, церковная, береговая, крестьянская… Наименование «сажень» происходит от глагола «сягать» (отсюда и получили начало сохранившиеся до настоящего времени слова «досягать», «досягаемый») и смысл его может быть наглядно проиллюстрирован так называемой косой сажени, которая представляет собой расстояние между подошвой левой ноги и концом вытянутого вверх среднего пальца правой руки. Так можно реально воспроизвести предел досягаемости для человека, стоящего на земле. Косая сажень равна 2,48 м.


С каждой минутой вода подбиралась

К бедным зверькам; уж под ними осталось

Меньше аршина земли в ширину,

Меньше сажени в длину.

(Н.А. Некрасов)


О какой сажени говорит поэт? – не известно. Пользоваться такими мерами было сложно. Поэтому в России и в других странах задумались над созданием удобной для всех системы мер. В итоге в конце восемнадцатого столетия во Франции была создана метрическая система, которая сегодня используется почти во всём мире, кроме США, Либерии и Мьянмы (Бирма). Основной единицей длины в метрической системе мер является наш хороший знакомый – метр.


В России метрическую систему мер начинали вводить по проекту Дмитрия Ивановича Менделеева в конце XIX в. С 1918 по 1927 годы в нашей стране пользовались старыми и новыми мерами. Новые меры – более точные, удобные и универсальные. Большой вклад в пропаганду новой метрической системы мер внёс поэт Владимир Маяковский (1893-1930). Сотрудничая с крупной кондитерской фабрикой «Красный Октябрь», он писал короткие ёмкие тексты, которые размещались на конфетных обёртках, кстати, рисунки к кондитерским сериям «Новый вес» и «Новые меры» он выполнил собственноручно. В серии стихотворений «Новые меры» есть такие строки:

Чтобы нас

никто

в торговле

не обмерил,

Приучаться надо

к заграничной мере.

Эй, товарищи,

пора вам

мерить метром,

вешать граммом.

Чтобы вы

о новых мерах

представление имели,

предлагаем

закупать немедля

эти карамели.


На фантиках размещались такие стихотворения:


Не хитрая машина –

Ладонью отмерять четверть аршина.

Растопырь большой и указательный пальцы:

Приблизительно четверть аршина отвалятся.


Рисуем, чтоб каждый запомнить мог

Четыре сантиметра – один вершок.


Запомни, расчёт очень важен:

Два метра – приблизительно сажень.

Запомни: эта работа не тяжка:

Один сантиметр – четверть вершка.


Узнаем, не тратя догадок уйму:

2 ½ сантиметра равняется дюйму.


Если читать мемуары русских эмигрантов после революции 1917 года, то они используют в воспоминаниях вёрсты, сажени... А это значит, чтобы понимать в полной мере тексты, о старых мерах забывать не следует.


Домашнее задание.


  1. Как вы понимаете пословицу «Сама с вершок, а голова с горшок»?

  2. Какие пословицы, поговорки, загадки, крылатые выражения о мерах длины вы знаете?

  3. Какой рост (в сантиметрах) был у Конька-горбунка из сказки П.П. Ершова «Конёк-горбунок»?


Да ещё рожу конька

Ростом только в три вершка,

На спине с двумя горбами

Да с аршинными ушами.


Дополнительно по теме можно почитать:

  1. Глейзер, Г. И. История математики в школе : IV–VI классы : пособие для учителей / Г. И. Глейзер ; [худож. М. К. Шевцов]. – Москва : Просвещение, 1981. – 238 с. : ил.

  2. Леонтьева, Г. А. Ключи к тайнам Клио. Палеография. Метрология. Хронология. Геральдика. Нумизматика. Ономастика. Генеалогия : книга для учащихся и студентов / Г. А. Леонтьева, П. А. Шорин, В. Б. Кобрин. – Москва : Просвещение, 1994. – 284 с. : ил.

  3. Пегов, М. Семь раз отмерь! / М. Пегов ; художник В. Голубев. – Москва : Фома, 2013. – 24 с. : цв. ил. – (Настя и Никита ; вып. 104).


До новых встреч!

Comments