Дом, где согреваются сердца



«Дом, где согреваются сердца»

(игровая реабилитационная гостиная)

Смоленская детская библиотека



В июне 2009 г. начала свою работу игровая реабилитационная гостиная «Дом, где согреваются сердца» для детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности при Смоленской детской библиотеке (Смоленский район).


Открытие гостиной стало возможным благодаря получению гранта (170 тыс. руб.) Президента РФ на осуществление социального проекта общенационального значения. Автор и руководитель проекта «Дом, где согреваются сердца» – Курносова Наталья Дмитриевна, главный библиотекарь детской библиотеки Смоленской ЦРБ.

К моменту написания проекта был накоплен уже достаточный опыт в работе с детьми с ограниченными возможностями (с 2003 г. при детской библиотеке работал клуб «Общение», в рамках которого проводились разноплановые информационно-досуговые мероприятия с детьми с ослабленным здоровьем), и работа в этом направлении всегда считалась приоритетной в библиотеке.

В процессе подготовки и непосредственно реализации проекта самое активное участие принимали все те, кто неравнодушен к проблемах детей с ограниченными возможностями: специалисты АКСБ для незрячих и слабовидящих, Краевого реабилитационного центра для детей и подростков (г. Бийск), Территориального центра помощи семье и детям Смоленского района, Дом детского творчества, детские сады, группы раннего развития при школах. Уже на первом этапе работы учитывались их мнения, пожелания, рекомендации, координировались совместные мероприятия.

В рамках работы гостиной были успешно реализованы подпрограммы как непосредственно для детей («Читай и радуйся жизни», «Школа безопасности», «Знай и люби народные традиции», «Сильнее всех владеющий собой», «Нет неталантливых детей», «Все о том, что тебя окружает» и др.), так и для родителей («Родительская школа»: «Ваш ребенок глазами психолога», «Учимся – играя», «Все о роли книги в воспитании ребенка» и др.).

Ответственно подбиралось оборудование, предметы интерьера, развивающие игры, что необходимо для организации мероприятий игрового, информационного, обучающего и развивающего характера. На средства гранта приобретены: мебельная стенка под книги и игрушки, стол на регулируемых ножках, что очень удобно для проведения индивидуальных и групповых занятий, комплект мягкой мебели; тренажеры и лесенка-балансир, которые необходимы не только для того, чтобы разнообразить игру, но и для тренировки вестибулярного аппарата и для занятий с детьми с проблемами опорно-двигательного аппарата. Тактильный конструктор «Башня» нужен для организации коллективных игр и для закрепления навыков совместного творчества. Сухой бассейн, комплект мягких моделей «Островок» – для выполнения релаксационных занятий и физических упражнений. Любимые всеми детские игрушки, шнуровки, кольцебросы, строительный набор «Конструктор», сортировщики, дидактические наборы и настольные игры применялись для моделирования игровой среды для детей в продолжении всей работы по проекту. Для организации ситуативно-ролевых игр и участия в театрализованных спектаклях использовался «Уголок ряженья». Музыкальный центр – обязательная составная для занятий с детьми с задержкой речевого развития и заиканием и для организации работы в подпрограммах «Знай и люби народные традиции» и «Нет неталантливых детей».

Опыт студии «Нет неталантливых детей» («ННД») очень ценен для проекта, ведь основной принцип работы студии следующий: дети здесь занимаются без какого-либо принуждения. Ребенок может приходить один или с друзьями, может просто присутствовать на репетициях, или с первого же дня получить маленькую роль и даже сам ее придумать – кто что может, кто на что способен. Роли пишутся совместно с детьми, под каждого артиста индивидуально: не можешь говорить – будешь «Елочкой» или «Красивым Цветком». На занятиях в подпрограмме «Нет неталантливых детей» реализуются творческие способности каждого ребенка.

Ребенок с ограниченными возможностями должен быть любим, но и сам он обязательно о ком-то должен заботиться. Так возникла идея: пускай дети посадят «Свой цветок»! Заранее были приготовлены цветочный посадочный материал, земля, незатейливые горшочки. Каждый ребенок выбирал себе цветок по душе, а сажали все вместе, помогая друг другу. Детям было предложено выбрать для цветка имя. Перед началом занятий дети должны записывать наблюдения за развитием растений, а также заботились о них: поливали, рыхлили землю, и зарисовывали их. На средства гранта библиотекой приобретен и аквариум – обязательный элемент релаксационной зоны, также он необходим для закрепления социально-бытовых навыков: это и выполнение посильных обязанностей, и ведение наблюдения в живом уголке.

И, наконец, художественная и познавательная литература, которая тщательно отбиралась для игровой: сказки, стихи и рассказы о природе, книжки-игрушки, книжки-вырубки, книжки-пазлы, книжки-панорамы, тактильные книги необходимы для проведения мероприятий и реализации подпрограммы «Читай и радуйся жизни», «Все о том, что тебя окружает», «Родительская школа».

Подпрограмма «Читай и радуйся жизни» занимает в проекте особое место. Детская книга – это мощнейшее средство самопознания и познания окружающего мира. Книги могут успокаивать и веселить, отвлекать от мыслей о болезнях, помогают накоплению социального опыта и правовых знаний, обогащению духовного мира и воспитанию чувств, создают определенный настрой и благоприятный эмоциональный фон. Ввиду того, что гостиная работает при детской библиотеке, и объективно оценивая уникальность и эффективность приемов книготерапии, на каждом мероприятии так или иначе обязательно присутствует КНИГА – в форме рекомендательных бесед и обзоров, громких чтений произведений, отрывков.

Занятия с детьми очень разнообразны по форме и содержанию: игры-путешествия, ситуативно-ролевые игры, как обязательный элемент занятий — пальчиковые игры, подвижные коллективные игры, разучивание скороговорок и т.д.

В библиотеке постоянно действует выставочная галерея работ детей с ограниченными возможностями. Кроме того, были организованы экскурсии детей в краеведческий музей и историко-мемориальный музей А. П. Соболева, на предприятия села: хлебозавод, мельницу и в типографию, ходили на спектакли народного театра и в кино, гуляли по осеннему лесу и наблюдали ледоход на реке.

Был сформирован книжный фонд для родителей, куда вошли книги по возрастной психологии и педагогике, по организации семейного отдыха, методике оздоровления детей и многое другое. В рамках «Родительской школы» работа проводится разноплановая: круглые столы, тренинги, консультации, беседы. Мероприятия в «Родительской школе» – это и оказание консультационной помощи родителям, которую они получают от специалистов во время индивидуальных занятий с детьми и на специально организованных встречах, семинарах. Осуществляется обеспечение родителей правовой информацией через СПС «Консультант Плюс» (на базе ЦРБ) и «Консультант Плюс: Средняя школа» (на базе ДБ).

Занятия с детьми и родителями проводились как библиотекарями детской библиотеки, так и привлеченными специалистами. С начала 2011 г. несколько часов работы гостиной было решено отдать под индивидуальные занятия с детьми специалистам: детскому психологу, логопеду, дефектологу.

В мае 2011 г. в рамках проекта состоялся семинар АКСБ на базе детской библиотеки по теме «Актуальные вопросы образовательной и реабилитационной работы с детьми с особыми потребностями. Практические рекомендации специалистам и родителям». На нём присутствовали практически все специалисты, которые причастны к работе с детьми с ограниченными возможностями: социальные педагоги, учителя начальных классов, воспитатели, родители, библиотекари.

Если говорить об эффективности мероприятий в рамках игровой реабилитационной гостиной «Дом, где согреваются сердца», то нужно отметить следующее:

- дети проводят свой досуг весело и с пользой, получая социально-бытовые, санитарно-гигиенические, коммуникативно-поведенческие навыки;

- общение в гостиной стимулирует детей к принятию самостоятельно обдуманных решений, приобретается психологическая устойчивость в стрессовых ситуациях, развивается чувство собственного достоинства;

- благодаря созданию реабилитационной гостиной дети получают равные возможности и условия для проявления индивидуальности и интеграции в общество.
Comments