ЕВГЕНИЙ РУДАШЕВСКИЙ


Евгений Рудашевский родился 20 июля 1987 года. Детство провёл в Сибири (Иркутск, Улан-Удэ, прибайкальские села). Его мать, заядлая парашютистка и горнолыжница, имела свою туристическую фирму, и Евгений в качестве помощника проводника сопровождал на маршрут группы.

Учился на юриста в North Park University (Чикаго, США). Бросив университет, путешествовал по Европе, России, Азии автостопом, пешими переходами. В пути работал уборщиком, коммивояжером, таёжным проводником.

Вернувшись в Иркутск, несколько лет работал дрессировщиком в иркутском нерпинарии, дрессировал байкальских нерп.

В 2010 году вернулся в Москву. В 2014 году окончил МГУ печати им. Ивана Фёдорова (факультет журналистики). Шесть лет работал корреспондентом журнала «La Pensee Russe/Русская мысль», параллельно пробуя себя на литературном поприще.


Титулы, награды и премии:

  •  «Новая детская книга» (призёр VII сезона, 2016 год, за первую книгу из цикла «Эрхегорд»). 
  •  «Южно-Уральская литературная премия» (победитель IV сезона, 2015 год, за книгу «Здравствуй, брат мой Бзоу!»). 
  •  «Золотой Дельвиг» (лауреат литературной премии в номинации «Молодой Дельвиг»: «за новизну подхода к жанру путевых очерков», за путевые заметки из Индии, 2014 год). 
  •  «Книгуру» (лауреат IV-го Всероссийского конкурса на лучшее литературное произведение для детей и юношества, 2013 год, за книгу «Здравствуй, брат мой Бзоу!»)

 Но более подробно и интересно о своей жизни, путешествиях, мыслях и планах в разных интервью рассказывает сам писатель.

 О себе

Я вырос в семье преподавателей. С детства мне приходилось часто переезжать. Я шесть или семь раз менял школу. Жил в разных городах. Возможно, поэтому везде чувствую себя одинаково хорошо. Везде чувствую себя дома и всегда готов к поездкам.

Первый рассказ я написал в пятом классе. Не помню, зачем я это сделал и что при этом испытывал. Но могу точно сказать, что в дальнейшем сочинение всегда приносило мне удовлетворение.

Я был непоседлив. Часто попадал в переделки. Лазил по крышам, подвалам, бродил по болотам.

По образованию я журналист, но сменил много профессий в самых разных областях. Я был уборщиком, дрессировщиком, проводником в таёжных походах. Писателем назвать себя не могу, рано. Надеюсь когда-нибудь достичь этого звания, но пока язык не поворачивается. Я автор.

О путешествиях

Мне хотелось путешествовать, и эта тяга пересилила желание стать адвокатом. Однажды я проснулся и понял, что моя жизнь должна быть другой. Тогда я учился в небольшом чикагском университете. Пропустив занятия, отправился на автовокзал, купил билеты на ближайший автобус в Висконсин. Так началось моё первое самостоятельное путешествие.

Собираясь в новую страну, я стараюсь изучать ее историю и мифологию.

Я везде, в каждом городе как дома: в Иркутске, в Москве, в другой стране.

 О книгах и чтении

Если брать школьную программу, то вся она прошла мимо меня, я практически ничего не читал из того, что задавали по литературе. Предпочитал прогуливать уроки, носился по крышам, подвалам, болотам. Но для другого чтения я находил время. Прежде всего, меня интересовала приключенческая литература. «Смок Беллью» Джека Лондона, «Дочь Монтесумы» Генри Райдера Хаггарда, «Белый ягуар – вождь араваков» Аркадия Фидлера. Как видите, в основном заботила индейская тема. Фенимор Купер, Майн Рид тоже были мной прочитаны.

Поскольку я везде бегал, меня особенно волновал вопрос выживания. Поэтому и «Дерсу Узала» Арсеньева произвел большое впечатление. В те годы я мало понимал описываемое. Но меня привлекали дух свободы и разговоры о единении с природой не для того, чтобы управлять ею, а чтобы научиться мирно сосуществовать. К тому же дома была большая библиотека, и мои читательские интересы проявлялись странно. Какая обложка больше нравилась, такую книгу и хватал. Это могла быть и недетская литература. Так, я пришел к Францу Кафке, любимому автору школьных времен.

 О книгах для подростков

Мой герой, подросток, пытается осознать себя в контексте этого мира: бытовой суеты, общения с дельфином, грядущих перемен, и у него пробиваются первые ростки понимания.

В этот момент он однозначно одинок, потому что нет людей, которые могут ему ответить. Проблема в том, что взрослые, когда проходят через период сомнений, привыкают к нему, и в будущем на вопросы детей отвечают: «Подожди, подрастёшь – поймёшь. У меня было то же самое, пройдёт пара лет, и ты успокоишься». Это совершенно не тот ответ, который ищет подросток. Через пару лет будет уже не он, а совершенно другой человек, а ответы нужны сейчас.

 О работе над книгой

А процесс работы с текстом такой, на примере «Бзоу». Как правило, всё начинается спонтанно. Я работал дрессировщиком, уже много читал и знал о дельфинах. Путешествовал, знал Кавказ, то есть у меня был определённый бэкграунд. И услышав в горах историю, сразу стал писать. Но рукопись едва не погибла. Я прошёл перевал Чха и хотел пройти по Бзыбскому ущелью (это был одиночный поход, я встал в неудачном месте, и ночью дожди всё промочили, в том числе и рукопись, она размокла). Но история нравилась мне настолько, что вернувшись, я постарался её восстановить. Я пишу только от руки, впоследствии перепечатываю. Пишу начальные заметки, потом базовую рукопись, потом полностью переписываю от руки начисто, расширяя все эпизоды, потом перепечатываю. В случае с «Бзоу» перепечатывал примерно десять раз. Постоянно к ней возвращался. Потом, по совету друга, отправил на «Книгуру».

 О планах

Я люблю то, что пишу – каждую строчку, каждое слово, но до тех пор, пока не поставлена последняя точка. После этого я с сожалением пересматриваю написанное и понимаю, что мог бы всё сделать лучше. Это стимулирует работать дальше. Возможно, написав своё идеальное произведение, я остановлюсь и займусь чем-нибудь другим. Буду столярничать или делать керамическую посуду. Почему бы и нет? Только сомневаюсь, что когда-нибудь это произойдёт.

 

Читатели АКДБ им. Н. К. Крупской могут прочитать книги

Евгения Рудашевского:

 

Здравствуй, брат мой Бзоу! : [повесть : для ст. шк. возраста] / Евгений Рудашевский ; [предисл. Ксении Молдавской ; послесл. авт.; ил. А. Горнова]. – Москва : КомпасГид, 2015. – 189 с. : ил. – 12+.

       Необычен сюжет этой книги – о дружбе и общении 17 - летнего подростка Амзы из абхазского села Лдзаа и дельфина, который чуть не погиб, выбросившись на берег. Амза и его старший брат Даут помогли дельфину уйти обратно в море.

Но Бзоу (так Амза назвал дельфина) не забыл человека, оказавшего ему помощь и стал часто приплывать в это место, баловаться и играть с Амзой. Завязавшаяся дружба дельфина и человека стала чем-то большим, чем просто игра, она стала, скорее, общением родственных душ.

Евгений Рудашевский с большой теплотой описывает традиции и быт маленького абхазского поселения, словно прожил эту жизнь вместе с семьей Кагуа – неспешной, спокойной жизнью, где время как бы замедлило свой бег, позволив человеку заниматься повседневными делами, любоваться сменой времен года, находить радость в ежедневном труде и общении с близкими.

События в повести происходят весной-летом 1980 года, когда война в Афганистане «пришла» и в это маленькое абхазское село.

 

Куда уходит Кумуткан : [повесть : для сред. и ст. шк. возраста] / Евгений Рудашевский ; [предисл. В. Воскобойникова ; ил. П. Захарова]. – Москва : КомпасГид, 2016. – 223 с. : ил. – 12+.

     Повесть рассказывает про жизнь иркутских подростков, наполненную особым содержанием, смыслом и, конечно, приключениями. Максим – русский, но каких только экзотических ветвей нет на его генеалогическом древе, его сводная сестра Аюна – дочь бурятского шамана, их общий друг Саша – голендр, потомок голландских переселенцев. Каждый двор в микрорайоне Солнечный, где живут ребята, имеет свое особенное название и свой штаб, созданные на основе фантастических фильмов или компьютерных игр. Жизнь ребят наполнена игрой, тесно переплетенной с реальной жизнью.

Пожалуй, главное событие повести – как школьники пытаются защитить детенышей нерпы, кумутканов, от страшных экспериментов безумного бывшего полярника и от браконьеров.

Но, кроме того, это достаточная жесткая проза жизни, где взрослые, занятые своими делами, могут бросить подростков одних ночью на озере; где родители больше заняты собой, чем детьми. Ребята отличаются от жестоких и равнодушных взрослых. Они сопереживают, борются, верят в справедливость, дружат и помогают друг другу по-настоящему.

Е. Рудашевский показывает и жизнь разных людей, живущих на Байкале с их многонациональными особенностями, обычаями, традициями, историей.

Comments